Танго-клуб «Amigos»

Социальное аргентинское танго. Общие принципы

Разве возможно, друзья, продвижение вперёд в мире хаоса, лишённого всякой структуры и системы?

А ведь это происходит с каждым новобранцем в танго, особенно если он решается сделать шаг в сторону от проторенной дорожки. Как определить, правильной ли дорогой идём, товарищи? Мы вам предлагаем фундаментальную статью Петра Соболева, за написание которой наша глубокая признательность. А вы - выбирайте, ваш путь или нет? :)

Вступление

Среди тех, кто занимается аргентинским танго, распространено убеждение, которое можно описать одной фразой - "у каждого свой путь". Как правило, путь этот оказывается чрезвычайно извилистым и многих ведёт в тупик. Помимо  чисто психологических причин (вроде желания избежать серьезных изменений и работы над собой) тому есть и вполне объективная - отсутствие внятной концепции этого танца, которая бы описывала принципы взаимодействия в паре и объясняла, что и каким образом влияет на возможности и ощущения танцующих.

Отсутствие такой концепции привело к тому, что людей учат случайными способами - в диапазоне от магии до лечебной физкультуры. Похожая ситуация была в средние века с медициной (кто-то, впрочем, выживал у врачей даже тогда).

Необходимо сразу обозначить, что речь пойдёт исключительно о социальном аргентинском танго - танце, который танцуют ради удовольствия от ощущений взаимодействия. Тем же, кто хочет научиться танцевать ради демонстрации красивых движений и фигур широкому кругу зрителей, предлагаемая концепция излишне усложнит задачу.

Несмотря на то, что одно не исключает другое, приоритеты здесь весьма существенны. Можно провести аналогию с современными самолётами, которые хорошо летают вовсе не потому, что над их обликом поработал художник. Их красота - естественное следствие особенностей внутреннего устройства и решаемых задач. И хотя хорошо летающие самолёты обычно красивы, исключений тоже хватает.

Танго

Что касается предполагаемого читателя, то в первую очередь это люди, которые уже занимаются аргентинским танго и которых начали смущать (или давно смущают) множественные нестыковки в объяснениях и неясная зависимость между предпринимаемыми усилиями и получаемыми результатами.

В тексте работы весьма произвольно употребляется то слово "партнёр", то слово "партнёрша". Это связано с тем, что в большинстве случаев сказанное (с несущественными отличиями) относится к обоим. Т.е. очень часто эти слова в тексте можно менять без потери смысла.

Различные воображаемые сущности о которых пойдёт речь: связи, центры и т.п. - не существуют как реальные объекты. Но это не имеет значения - как и во многих других областях, условной модели явления вполне достаточно, если она работает и объясняет происходящее.

Существует более-менее единое мнение, что социальному аргентинскому танго нельзя научить по видео или на словах. С этим сложно спорить (главное препятствие - отсутствие телесных ощущений обратной связи) и такой цели автором не ставится. Смысл в другом - предложить понимание того, как это работает. Некоторые вещи можно объяснить словами, пусть и с неизбежными упрощениями.

Вряд ли кто-то сомневается, что существуют полезные книжки, скажем, по плаванию, хотя никому не приходит в голову учить плавать по переписке.

Структура и связи (о конструкции чучел)

Если не считать вступления, первая часть, очевидно, должна рассказывать о чём-то таком, без чего остальное не будет работать вовсе - о том, что является основой.

Когда говорят об аргентинском танго, часто упоминают, что танцующая пара ощущает себя как единый организм. И это не только ощущение от объятия. Если представить пару висящей в воздухе то, как ни обнимайся, ощущений танца не возникнет и даже переместиться куда-то вместе будет довольно затруднительно.

Стоя же на полу, пара (ещё до первого шага) уже представляет собой единую замкнутую через пол и руки конструкцию. Любое движение связанное с партнёршей, партнёр производит не просто так, а относительно пола. И ощущает партнёршу он не саму по себе, а как нечто, дополнительно связывающее его с полом.
Качество и постоянство этой самой связи "пол - партнёр - партнёрша - пол" имеет огромное значение для любого взаимодействия. С полом в этой цепочке всё понятно - он единый, надёжный и никуда не денется. Сложнее дело обстоит с телами.

Вообразим, что один из партнёров представляет собой чучело набитое сеном, в котором живёт мышь. Другой (другая) держит это чучело за руки и пытается понять, где в точности в нём находится мышь и что она делает. Скорее всего, максимум что он (она) сможет понять - что мышь внутри есть (да и то, больше по шуршанию). Движения мыши будут гаситься в мягком сене и до места касания рук просто не дойдут.

Теперь представим другой вариант чучела - целиком из камня. Где-то внутри мышь прогрызла норку (это особая саблезубая мышь) и там копошится. Результат здесь тот же — по рукам чучела ничего не ощутить, так как сквозь камень ничего толком не передаётся.

Можно представить и более сложный (но популярный) вариант чучела - из камней и сена вперемешку. Понятно, что результат будет аналогичным.

Вообразим теперь что, потратив несколько лет, мы разработали особое высокотехнологичное чучело - состоящее из  пружин и резинок, вместе образующих единую структуру. Как бы и где бы не шевельнулась в нём мышь, через все эти упругие связи её движение можно легко ощутить в любой другой точке чучела.

Занятия танго

Такая упругая (а не твёрдая или мягкая) структура должна быть внутри тел и конечностей партнёра и партнёрши. В роли пружин и резинок выступают многочисленные мышцы - не расслабленные (сено) и не напряжённые (камень), а находящиеся в состоянии, которое принято называть тонусом. Это - основное условие, которое позволяет обоим детально чувствовать тела друг друга и передавать движение.

Когда в паре с вами партнёрша стоит весом на ноге, внутри неё (между полом и вами) существует упругая связь - распорка. Вы чувствуете через неё пол и делаете вывод, что да - она стоит на ноге, причём на правой, так как вы ощущаете, в каком направлении относительно вас эта связь направлена.

Если связь нечёткая, у вас могут возникать сомнения. Если она твёрдая, вы конечно её почувствуете, но ощущение будет не слишком приятным.

Всё описанное в полной мере относится к обоим - связь внутри партнёрши начинается в полу, идёт от стопы через её тело, через объятие (в том числе руки) переходит в связь внутри партнёра и упирается в стопу, уходя снова в пол. Получается некая упругая арка, форма которой в разных ситуациях может меняться.

Важно понимать, что арка должна быть всегда целой. В чьей бы части не образовался разрыв, страдать будет вся пара. Если вы не чувствуете, на какой ноге стоит партнёрша, это может означать плохую связь  внутри неё, внутри вас, или у обоих сразу (а вовсе не то, что у вас от рождения с чувствами плохо).

Из сказанного следует простая вещь, о которой нужно помнить - один из партнёров в некоторой степени может компенсировать плохую связь в другом за счёт качественной собственной связи.

Все эти связи, образующие структуру, постоянно находятся в некотором движении. Даже когда танцор в какой-то момент внешне не двигается, он всё равно продолжает поддерживать внутри себя эту упругую структуру, что создаёт ощущение присутствия партнёра рядом, его (её) живости.

К слову, можно с неплохой вероятностью определять перспективы танцевания с незнакомой партнёршей наблюдая на милонге, как она танцует с другими. При наличии внутри неё устойчивых связей, любое внешнее воздействие партнёра (умелое или неумелое - неважно) будет распространяется по её телу как бы волной. При отсутствии же связей партнёрша вынуждена будет в той или иной степени угадывать и делать движение самостоятельно - сплошной волны не будет. При "твёрдых" же связях движения будут грубыми и прямолинейными, также без волны.

Уличное танго

Впрочем, такой способ оценки может иногда давать ошибки, если наблюдаемая партнёрша серьезно занималась какими-либо другими танцами. В этом случае структура внутри неё вполне может иметься, но реакция на действия партнёра, при всей внешней гармоничности самого движения, может быть непрогнозируемой (из-за отсутствия верных навыков), о чём вы узнаете уже в паре.

Здесь также стоит упомянуть про такое явление, как "ведение руками" которым, не без оснований, пугают детей. По сути, это означает отсутствие в теле связей с руками. Человек ими двигает, но так как связи между ними и полом нет, партнёрша не ощущает естественного желания куда-то идти. Это равносильно тому, как если бы партнёр пытался что-то делать вися в воздухе. В такой ситуации можно лишь догадываться о его желаниях.

Иногда на семинарах преподаватели, игнорируя недостаточный уровень группы, предлагают партнёрам воздействовать (в том или ином виде) на партнёршу руками. Что вызывает у учеников естественное недоумение - ведь раньше им говорили, что так делать нельзя.

Партнёра можно расценивать, в некотором смысле,  как точку опоры, относительно которой перемещается партнёрша. В связи с этим он значительно больше времени, по сравнению с партнёршей, стоит на двух ногах или хотя бы касается второй ногой пола.

Записаться на пробное занятие по Аргентинскому танго

Как к Вам обращаться?
Номер вашего телефона
Нажимая на кнопку, Вы соглашаетесь с Политикой в отношении обработки персональных данных

Наши контакты

Танго-клуб «Amigos»656043, Россия, Алтайский край, Барнаул, Ползунова 34а
+7(3852)-57-16-96

Наш клуб находится в культурном центре города, рядом с остановками общественного транспорта